РАЗВИТИЕ ИНТЕРЕСА К МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ

УДК 37

Родоченко А.А.
учитель музыки,
МБОУ «Городищенская СОШ с УИОП»
Старооскольский р-н, с. Городище, РФ

РАЗВИТИЕ ИНТЕРЕСА К МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ

Аннотация

Музыкальное искусство оказывает несомненное воздействие на личность ребенка уже в любом возрасте, в своем творческом процессе способствует накоплению музыкального тезауруса. Через приобщение к музыкальному искусству в человеке активизируется творческий потенциал, идет развитие интеллектуального и чувственного начал, и чем раньше заложены эти компоненты, тем активнее будет их проявление в приобщении к художественным ценностям мировой культуры. Настоящее, прочувствованное и продуманное восприятие музыки — одна из самых активных форм приобщения к музыке, потому что при этом активизируется внутренний, духовный мир, чувства и мысли. Вне восприятия музыка, как искусство, вообще не существует. Бессмысленно говорить о каком-либо воздействии музыки на духовный мир детей, если они не научились слышать музыку как содержательное искусство, несущее в себе чувства и мысли человека, жизненные идеи и образы.

Ключевые слова
Музыкальное воспитание, музыкально- образовательная деятельность, искусство, образование, эстетика.

В школьном возрасте происходит формирование личности и основной задачей музыкального воспитания и образования является развитие эмоциональной отзывчивости на музыку, переживание ее содержания, т.к. она является характерным признаком музыкальности.
В настоящее время в связи с общей гуманизацией воспитания и образования проблема развития интереса к музыкальной деятельности приобретает все большее значение, поскольку усилия педагогов и психологов направлены на формирование гармонично развитой личности, максимально реализующей свой потенциал.
Музыкальные способности и интерес к музыкальной деятельности не существуют независимо друг от друга. Успешность процесса развития интереса к музыкальной деятельности связана с возможностью проявления себя. Наиболее благоприятными в этом смысле являются такие виды деятельности, которые просты и доступны детям, и которые не требуют специальной подготовки и долгого обучения, опираясь на привычную форму игры.
В настоящее время развитию интереса к музыкальной деятельности у детей уделяется мало внимания. А между тем, исследования таких известных педагогов, как Л.С. Выготский, И.М. Каплунова, И.А. Новоскольцева, О.П. Радынова, Б.М. Теплов доказывают возможность и необходимость формирования памяти, воображения, мышления, способностей у всех детей без исключения.
Интерес — первоначально средневековый коммерческий и правовой термин (лат. interesse), обозначавший «возмещение ущерба» [13, с.120]. Начиная со второй половины 20-го века представители различных наук (философы, психологи, экономисты, правоведы) стали определять интерес, как осознанную потребность, которая характеризует отношение людей к предметам и явлениям действительности, имеющим для них важное значение, притягательность.
Проблема интереса широко исследовалась в современной педагогике и психологии, но, несмотря на это, до сих пор не существует единого определения этого понятия, разделяемого всеми исследователями.
Можно выделить несколько направлений определения интереса. Первое направление связано с этимологией слова «интерес». Я заинтересован в чем-то, мне это интересно, мне это нужно, важно — таково его широкое понимание, что соответствует буквальному переводу слова «interest» с латинского — имеет значение, важно.
Некоторые исследователи рассматривают интерес как познавательное отношение человека к окружающему его миру.
Третье направление в определении интереса характеризуется как направленность. Оно является одним из наиболее распространенных. Одни авторы говорят о направленности как о качестве личности, то есть, личностном образовании. Другие полагают, что это направленность активности, третьи утверждают, что интерес — это положительно эмоционально окрашенная направленность внимания на явления, предметы, область действительности.
Четвертое направление определения интереса — потребностно-мотивационное направление. Оно наиболее точно отражает его природу. Суть понятия «интерес» можно определить при помощи сравнения с понятиями «потребность» и «мотив».
Утверждение о том, что в основе интереса лежит потребность, разделяется наибольшим числом исследователей. Особое значение ученые придают познавательному интересу. Интерес связан с потребностью, это очевидно для большинства исследователей.
Несмотря на множество подходов к определению интереса, мнения исследователей сходятся при выделении его параметров и характеристик. Они отмечают, что, прежде всего, ему присуща положительно окрашенная и избирательная обращенность учащегося к разным сторонам учения. Другими словами, он обнаруживается в эмоциональном тоне, во внимании к объекту интереса. Кроме того, интерес проявляется в желании как можно больше узнать, в стремлении к самостоятельному исканию нового, сосредоточенности внимания, то есть, в нем ярко выражен волевой компонент. И, наконец, для интереса характерны проявления мыслительной активности, такие как вопросы учащихся, активное участие без требований и указаний, дополнение и исправление ответов, стремление выяснить непонятное. Таким образом, интерес — это «сплав», единство интеллектуальных, эмоциональных, волевых проявлений личности, ядро которого составляют мыслительные процесс. Кроме того, определены основные свойства интереса — предметность и осознанность
Интерес является сложным и неоднородным понятием. И это подтверждает множество его интерпретаций и определений. Мы разделяем точку зрения на интерес как форму потребности. Мы полагаем, что интересы возникают в связи с потребностями из взаимоотношений человека с окружающим его миром. Интерес — это осознанная, предметная потребность, выражающаяся в определенной нацеленности на деятельность.
Музыкальная деятельность – это различные способы, средства познания детьми музыкального искусства (а через него и окружающей жизни, и самого себя), с помощью которого осуществляется и общее развитие.
В музыкальном воспитании детей выделяются следующие виды музыкальной деятельности: восприятие, исполнительства, творчество, музыкально-образовательная деятельность.
Деятельность — это активный процесс овладения обществен¬ным ответом, достижениями культуры. Музыкальная деятельность заключается в различных способах и средствах познания детьми музыкального искусства (а через него и окружающей жизни, и самого себя), с помощью которых осуществляется музыкальное и общее развитие [11, с. 29].
В музыкальном воспитании детей выделяются следующие виды музыкальной деятельности:
— слушание музыки;
— детское музыкальное исполнительство (пение, музыкально-ритмическое движение, игра на музыкальных инструментах);
— музыкально-познавательная деятельность (начальные элементы музыкальной грамоты);
— продуктивное и исполнительское творчество, в их первоначальных истоках.
Одним из ведущих видов музыкальной деятельности является слушание-восприятие. Слушание музыки предваряет разучивание песни, пляски, партитуры для детского оркестра. В основе развития музыкального восприятия лежит выразительное исполнение музыкального произведения и умелое применение педагогом разнообразных методов и приемов, помогающих понять содержание музыкального образа.
Слушание музыки является активным внутренним процессом сосредоточенности, требующим мобилизации чувств, мысли и познавательных возможностей детей, объединенных переживанием музыкального произведения. Ребенок испытывает различные чувства в связи с воздействием на него музыки и осмысливанием ее содержания. Это процесс эмоционально-образного познания, поскольку осуществляется через художественно-музыкальный образ. В результате формируется отношение к образу, которое в дальнейшем переносится на действительность [13, с. 129].
Слушание музыки имеется в любой практике, но может существовать и как самостоятельный вид деятельности. Выделенное самостоятельно, оно способно содействовать целенаправленному восприятию музыки, характеризующемуся единством целостного и дифференцированного подхода. С помощью восприятия музыки, различения эмоциональной окраски формируется ладовое чувство.
Другим видом музыкальной деятельности является детское исполнительство. Оно проявляется в пении, музыкально-ритмических движениях, игре на детских музыкальных инструментах и предполагает способность ребенка выразительно, непосредственно и искренне передавать настроение, характер музыки и свое собственное отношение к ней.
Пение — деятельный процесс воспроизведения мелодии голосом и переживания содержания песни. Это основной вид музыкальной деятельности детей. Очевидна особая роль пения, активно формирующая музыкально-сенсорные способности, музыкально-слуховые представления. Существует даже специальный термин — певческий слух. К тому же в пении развивается певческий голос в рамках, доступных детям.
Петь могут и хотят все дети, начиная с двухлетнего возраста. Исполняя песни, они глубже чувствуют музыку, активнее выражают свои эмоции. Выбирая песни, необходимо учитывать возраст детей, их вокальные возможности, уровень музыкального развития, а также воспитательную направленность содержания песен. Содержание программных умений по пению исходит из музыкально-теоретических основ хорового пения.
Музыкально-ритмические движения — это активная деятельность, являющаяся отражением характера музыки в движении. Музыкально-ритмические движения включают в себя музыкальные игры, пляски и упражнения. В основе музыкально-ритмического воспитания лежит развитие у детей способности воспринимать музыкальные образы и умения отразить их в движении [1, с. 12]
Музыкально-ритмическое движение относится в целом к хореографическому искусству и главным образом к основам музыкально-ритмического воспитания. Поэтому содержание программных умений по движению исходит из основ музыкально-ритмического воспитания — ритмики. Ритмика одним названием подчеркивает свою воспитательно-развивающую функцию по отношению к чувству ритма. Ритмическое чувство находит выражение в первую очередь в музыкально-ритмических движениях, воспроизведении ритмического рисунка в хлопках, на музыкальных инструментах, в пении.
Игра на музыкальных инструментах — металлофоне и ударных — полезна для развития музыкальных способностей: музыкального слуха, чувства ритма и музыкальной памяти. Игра на детских музыкальных инструментах активизирует музыкально-слуховые представления (ребенок подбирает по слуху, импровизирует), а также чувство ансамбля (при совместной игре в оркестре).
Музыкально-дидактические игры — музыкально-сенсорная деятельность ребенка, в процессе которой он учится различать свойства музыкальных звуков, музыкальные средства выразительности, музыкальные жанры.
Следующий вид музыкальной деятельности — детское музыкальное творчество. В детстве можно наблюдать лишь самые первоначальные его проявления, которые выражаются в умении создавать простейшие песенные импровизации; комбинировать знакомые танцевальные движения, создавая новые варианты танцев, находить выразительные игровые движения для передачи различных образов; музицировать на детских музыкальных инструментах [13, с. 86].
Простейшие формы творчества придают активный эстетический характер — музыкальному переживанию.
Еще один вид музыкальной деятельности — музыкально-образовательная, которая предполагает усвоение детьми элементарных сведений о музыке, ее выразительных особенностях, а также приобретение определенного запаса навыков и умений в различных видах исполнительства.
Таким образом, музыкальная деятельность включает в себя сведения общего характера о музыке как виде искусства, о музыкальных жанрах, композиторах, музыкальных инструментах и т.д., а также специальные знания о способах исполнительства. Введение в практику элементов музыкальной грамоты показывает готовность детей к этим занятиям и особую полезность их в развитии звуковысотного слуха.
Интерес к музыкальной деятельности определяется как взаимосвязанный процесс музыкального обучения, воспитания и развития детей, в результате которого у них воспитывается эмоционально-эстетический отклик на высокохудожественные произведения народного, классического и современного искусства, потребность в общении с ним, формируются музыкальные вкусы и интересы, развивается широта и глубина опыта эмоционально-ценностного отношения к музыке и обращения к музыкально-творческой деятельности.

Список использованной литературы

1. Аврукин В. М. Новые исследования психологии творчества //Психологический журнал, 2013. – № 5. С. 16-19.
2. Алексеев Н.Г., Юдин Э.Г. О психологических методах изучения творчества.- М., Наука, 2012. – 125 с.
3. Арнаудов М. Психология творчества.- М.: Прогресс, 2011г.- 98 с.
4. Батищев Г.С. Диалектика творчества.- М., 2012. – 241 с.
5. Блохина О.В. Развитие креативности на основе музыкально-игрового творчества. БелРИПКППС. – 2011г.- 154 с.
6. Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. — Ростов-на-Дону, 2011. – 250 с.
7. Брушлинский А.В. Субъект: мышление, учение, воображение. М., 2016. – 137 с.
8. Буренина А.И. Музыкальная палитра №2 2012 г. Статья «Деревянные истории»/ А.И.Буренина. – Санкт-Петербург: Редакция журнала «Музыкальная палитра», 2011. — С.3-6
9. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М.-1981г. – 378 с.
10. Гальперин П.Я. Поэтапное формирование как метод психологических исследований // Актуальные проблемы возрастной психологии — М 1987. – С. 5-9.
11. Гогоберидзе А.Г., Деркунская В.А. Детство с музыкой / Современные педагогические технологии музыкального воспитания и развития детей / Изд-во: «Детство-Пресс», 2013 г. – 650 с.
12. Годфруа Ж. Что такое психология: В 2-х т.Т.1:Пер. с франц.- М.:Мир, 2009. – 346 с.
13. Дружинин В.Н. Психология общих способностей.- СПб: Питер, 2012. — 465 с.
16. Конкевич С.В. Пособие для занятий с детьми «Музыкальные праздники в детском саду и в начальной школе»/ С.В. Конкевич. – Санкт-Петербург.: Литера, 2014. – 31 с.
17. Комисарова Л.И. Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников/ Л.И. Комисарова. – М.: Просвещение, 2013. – 95 с.
18. Кошмина И.В. Музыкальные сказки и игры/ И.В.Кошмина. – М.: Владос, 2010. – 142 с.
19. Крутецкий В.Н. Психология.- М.: Просвещение, 2014 г. –203 с.
20. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. — М.: Изд-во МГУ, 2011.- 584 с.

© Родоченко А.А., 2021