ЭТНОКУЛЬТУРНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ И ПРАКТИКЕ

УДК 37

Вещагина П. В.
Магистрант 2 года обучения АГУ
город Астрахань

ЭТНОКУЛЬТУРНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ И ПРАКТИКЕ

Аннотация

педагогическая наука накопила немалый теоретический и практический опыт стимулирования этнокультурного развития подрастающего поколения. Вместе с тем, изучение состояния проблемы этнокультурного развития показало, что ряд вопросов нуждается в освещении и уточнении.

Ключевые слова
этнос, народ, культура, педагогика, развитие.

Древнегреческий термин «этнос» этимологически означает «группу людей», «стаю», «толпу», «племя», «народ ». Первая общая концепция этноса как самостоятельного явления принадлежит русскому ученому С. М. Широкогорову, давшему определение понятия в 1923 году: «Этнос есть группа людей, говорящих на одном языке, признающих свое единое происхождение, обладающих комплексом обычаев, укладом жизни, хранимых и освященных традициями и отличаемых от других таковых групп» (Широкогорову).[ 1 ]
Второе ключевое понятие — «культура» — с одной стороны находится в тесной связи с философией и воспринимается обыденным сознанием как явление чисто духовное, с другой стороны, оказывается связанным с материальной жизнью общества. Свой вклад в обогащение этого понятия вносят антропология, этнография, социология, общественная психология, этнопсихология, исследовавшие феномен человека как творца культуры.
Наибольший интерес представляют два типа культурных общностей. Первым типом, самым древним, является расово-этническая культурная общность. В ее основе лежат общие наследственные психофизиологические особенности людей, связанных единством происхождения, а на ранних этапах и определенной областью обитания. Выделяют три основные расовые группы: европеоидная, негроидная и монголоидная. Их называют большими расами.
Другой тип — национально-культурная общность — в отличие от расовой, менее устойчива, может просуществовать десятки, сотни лет, в то время, как расово-этническая общность, спаянная единством крови и традиций, связанных с природой, сохраняется в течение многих веков и тысячелетий.
Что касается этнокультуры, то она является лишь одной из сторон существования национальной культуры. Этнокультура — это культура конкретного этноса, которая находит свое выражение в определенном этническом самосознании материальных и духовных ценностей, проявляющихся в нравственно-эстетических нормах, в образе жизни, одежде, жилище, кухне, социально-бытовых установках, этикете, религии, языке, фольклоре и психологическом складе. [2]
В последние годы в отечественной педагогике уделяется большое внимание проблеме этнокультурного развития учащихся. Духовное формирование личности ребенка происходит путем усвоения им общественно-исторического опыта человечества в процессе предметно-практической деятельности, норм социально-этнических отношений и общечеловеческих гуманистических взаимоотношений в целом. Эти нормы зафиксированы в народных традициях, религии, фольклоре и т.д. и выступают как образцы, где сосредоточены лучшие качества личности, нравственные эталоны, принятые в социуме. Повседневный быт, фольклор, этикет, характер пищи, нравы, обычаи, домашняя утварь, одежда, жесты, т.е. духовные и материальные ценности этноса, устные и письменные произведения народного творчества, художественно-прикладное искусство выступают как коллективная память и являются неотъемлемым элементом этнического сознания.
В настоящее время в педагогической практике все чаще стали обращаться к традициям и опыту народной педагогики и этнопедагогики.
Еще в XIX веке К. Д. Ушинский [3], основоположник научной педагогики в России, видел в произведениях устного народного творчества «первые и блестящие попытки русской народной педагогики» (Ушинский). Он впервые ввел в педагогическую литературу определение «народная педагогика». В своей работе «Педагогические сочинения» Ушинский К. Д. отмечал: «народная педагогика» — область эмпирических знаний и опыта народных масс, выражающаяся в господствующих в народе воззрениях на цели и задачи воспитания, в совокупности народных средств, умений и навыков воспитания и обучения; источниками изучения народной педагогики являются произведения фольклора с педагогическим содержанием и направленностью, этнографические материалы, народные воспитательные традиции, игры и игрушки, народные и молодежные праздники, опыт семейного воспитания и прочее». Он писал, что у каждого народа своя система воспитания, что нельзя жить по образцу другого народа, как бы заманчив не был этот образец, нельзя воспитать по чужой педагогической системе, как бы ни была она стройна и хорошо обдумана.
Народная педагогика является основным объектом науки этнопедагогики. Отличие между народной и этнопедагогикой состоит в том, что народную педагогику создал народ из своего опыта, воспитания и обучения, а этнопедагогика — это часть классической педагогической науки, которая исследует закономерности и особенности народного, этнического воспитания. Она пользуется методами и источниками педагогики, но вместе с тем, в ней формируются и собственные методы.
Впервые термин «этнопедагогика» был использован в 1972 году академиком Г. Н. Волковым. Этнопедагогика, по определению Г. Н. Волкова, полнее, точнее передает содержание и сущность науки, предметом которой является педагогическая культура рода, этносоциума, нации и народности.
Бесценны образцы народной педагогики. Богатейшее устное народное творчество, которое передавалось из поколения в поколение в преданиях, легендах, пословицах, нравах, обычаях, фольклоре и т.д., имело огромное воспитательное значение. Считалось обязательным знание о своих предках до седьмого колена, умение ориентироваться по звездам, рассчитывать расстояние и т.д. [ 4 ]
Воспитание на народных традициях выкристаллизовывалось на протяжении веков, доказывало свою жизнеспособность и большие воспитательные возможности. Народный педагогический опыт, заключенный в традициях и обычаях — это этнографический предмет прошлого.
Основанная на народной мудрости, на нравственно — педагогическом опыте целых поколений, эта система воспитания наглядно доказывает уроки высокой нравственности, трудолюбия, уважения к человеку и т.д.
В. Н. Сорока-Россинский развивает мысли К. Д. Ушинского о народном характере воспитания и поддерживает идею национальной школы. «Национальное должно лежать в основе образования и воспитания, ибо нельзя служить общечеловеческому, не выполняя долга перед Родиной».
Этнокультурное развитие является основой формирования национального самосознания, уважительного отношения к языку, культуре, традициям, обычаям. Поэтому в целях сохранения этнокультурного наследия различных народов Российской Федерации необходим поиск новых эффективных путей этнопедагогическом образовании, разработка программ и учебно-методического обеспечения на региональном уровне.

Список использованной литературы

1. Ананьев, Б.Г. О проблемах современного человекознания [Текст] / Б.Г. Ананьев. – 2-е изд. – СПб.: Питер, 2001. – 260 с.
2. Драгович, И.Л. Организационно-педагогические условия реализации проектных технологий в сфере этнокультурного воспитания [Текст] : дис. … канд. пед. наук / И.Л. Драгович. – М., 2005. – 192 с.
3. Кукушин, В.С. Теория и методика воспитания [Текст] / В.С. Кукушин. – Ростов-н/Д.: Феникс, 2006. – 508 с.2000. – 136 с.
4. Мудрик, А.В. Социальная педагогика [Текст] : учеб. для высш. пед. учеб. зав. / А.В. Мудрик. – 2-е изд., испр. и доп. – М. : Academia, 2000. – 191 с.

© Вещагина П. В., 2021