СОВРЕМЕННЫЙ ФИТНЕС: САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ИЛИ КОММЕРЦИЯ?

УДК 7+379.8+29+130.3

Колесова И. С.
к.ф.н., доцент,
доцент РГППУ,
Екатеринбург, Россия.

СОВРЕМЕННЫЙ ФИТНЕС: САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ИЛИ КОММЕРЦИЯ?

Аннотация

Автор статьи фокусирует внимание на проблеме влияния ценностно-мировоззренческих установок постмоденизма на современную фитнес-культуру, что приводит к выхолащиванию духовного смысла фитнеса и его коммерциализации. Остановить деградацию фитнеса невозможно без качественного гуманитарного образования, которое, по убеждению автора, необходимо получать будущим специалистам по физической культуре.

Ключевые слова
Фитнес, духовность, самосовершенствование, коммерция, гуманитарное образование

Общеизвестно, что возникновение фитнеса связано с настроениями неудовлетворенности среди людей, занимающихся традиционными занятиями физической культурой. Его преимущество заключается в техническом разнообразии, эмоциональной привлекательности, в широких возможностях самовыражения для любого человека.
Действительно, занятия фитнесом направлены не только на поддержание здоровья и формирование красивого и сильного тела. Фитнес, представляя систему физической культуры, подразумевает развитие интеллектуального, эмоционального и духовного начал. При этом выпадение хотя бы одного из компонентов нарушает гармоническую целостность и действенность всей системы.
Ретроспективный анализ процесса формирования фитнес-культуры в России, а также собственный педагогический опыт и наблюдения, позволяют сделать вывод об однобоком развитии фитнеса с преобладанием телесности над его интеллектуальной и духовной наполненностью.
Цель данной работы – обозначить причины этой парадоксальной ситуации, а также указать пути выхода из нее.
Следует настоятельно подчеркнуть, что в современной бытийной ситуации, базовые постулаты фитнеса трансформировались под воздействием парадигмальных установок посмодернизма, определяющих облик и склад нынешнего общества. Смею напомнить, что важнейшим концептом в философии посмодернизма становится «общество потребления» (Ж Бодийяр) [1], в котором смысл жизни составляет само потребление, когда человек в погоне за новыми вещами, услугами, руководствуется ценностями массовой культуры, стереотипами, навязанными СМИ. Ведь эти «рекламные балаганчики» предлагают все, «из чего слагается комфорт: купальные халаты, сенсационные разоблачения, модные пляжи, экзотическую кухню, всякие полезные приспособления, умные обзоры, тайны небожителей, недорогие дачные местечки,… выходные платьица, замороженные блюда, элегантные мелочи, светские сплетни, самые свежие медицинские советы». [4].
Масс-медиа пропагандируют инновационные технологии по созданию тела, соответствующего современным модным стандартам: пластическая хирургия, косметология, диетология, фитнес. Сознание людей, сформированное массовой культурой, делает их неспособными к рефлексии и критическому мышлению. Воспринимая предлагаемые рекламой образцы за идеал, к которому необходимо стремиться, подстегиваемые ненасытной жаждой потребления вещей, удовольствий, услуг они включаются в бесконечную потребительскую гонку за обладание новыми брендами или, по выражению Ж. Бодийяра, знаками.
В действительности французский философ-постструктуралист синомирует вещь со знаком. Само же потребление, то бишь процесс манипулирования знаками, симулякрами, приводит к утрате смыслового содержания реальности как таковой, а значит к ее обесцениванию. В этом иллюзорном мире симулякров, где замысел истекает с горизонта творения, представления о человеке, его телесной и духовной сущности девальвируются.
Эти тенденции, характерные для современной культуры, проявляются в разных областях знания, а также практической деятельности. Заметны они и в сфере фитнеса: зачастую молодые люди приходят в фитнес -клуб не для того, чтобы потренироваться, а для того, чтобы «потусоваться»!…Ведущим мотивом для посещения подобных тусовочных междусобойчиков становится мода на определенную внешность, на тот или иной бренд, на спортивную атрибутику, которую можно с эффектом продемонстрировать на публике, получив желаемые «лайки».
Смещение акцентов с целенаправленной систематической деятельности по преобразованию тела и духа в сторону модного времяпрепровождения искажает смысловое содержание фитнеса.
К примеру, в фитнес-клубах очень популярны занятия йогой. Однако большинство желающих улучшить лишь свои телесные характеристики посредством выполнения тех или иных асан, приходят на занятия, следуя моде, не подозревая, что йога изначально складывалась как духовная практика. Ее корни уходят в религиозные воззрения древней Индии и связаны с целевыми жизненными установками человека, жаждущего просветления. Благородный путь освобождения от сансарического существования к Абсолюту, к подлинному «я» сопряжен с тяжелой изматывающей работой по самопознанию и совершенствованию себя.
Данные интенции определяют методы работы с телом, с дыханием, с сознанием. Необходимость выполнения асан в йоге не связана с возможностью осуществления желания похудеть или сжечь лишний жир, как считают многие женщины, пробующие заниматься йогой. Асаны помогают реализовать стремление к медитации и созерцанию, тем более, что их выполнение является не первой ступенью к освобождению, а логическим следствием предшествующих уровней нравственного и религиозного самосовершенствования.
Выхолащивание духовного содержания йоги превращает религиозно-философскую систему в «симулякр», [2] или в имитационный набор экзотических необычных поз, многие из которых травмоопасны и вряд ли приемлемы для людей с больными коленными суставами и нездоровой поясницей.
Аналогичные замечания уместны и в отношении других восточных оздоровительных практик (у-шу, ци-гун, тай дзы), применяемых в фитнесе. Они также справедливы и для некоторых танцевальных направлений, не пользующихся широкой популярностью, но все же находящих место в фитнес-программах. Мы имеем в виду, прежде всего, индийские танцы и фламенко. Авторы программ, предлагая танцевать фламенко и танцы Индии, чтобы худеть и улучшать телесные параметры, оставляют без внимания духовную составляющую этих видов танцевального искусства. Тогда как история танца вообще, не только индийского или испанского, теснейшим образом связана с храмовыми ритуалами, с богослужением.
Что касается индийской танцевальной культуры, то древние письменные источники указывают на их родство с культами Вишну и Кришны. [5].
Классический индийский танец – это иносказательное повествование о жизни и перевоплощениях Богов, в которых воспевается преданность и любовь к Ним, а также прорабатываются и решаются нравственные проблемы, касающиеся любви, дружбы, добра, зла, взаимоотношений между людьми. Непреложным условием танцевального действа является сосредоточенность, душевная готовность к преобразованию себя, подкрепленная благословлением гуру.
Танцевальное искусство понимается как искусство преображения, сам же танец – это инструмент, помогающий человеку, преодолевая дурные помыслы и пороки, духовно возвысить себя.
К слову сказать, фламенко через межкультурное посредничество цыган также связан с культом индийских божеств. Отсылая читателей данных материалов к работе автора «Аутентичный фламенко: транзистии цыганской и суфийской культуры», [3]. мы настоятельно подчеркиваем, что фламенко интерпретируется как духовная практика. Это средство самопознания, раскрывающее потенциальную возможность достижения образа Совершенного Человека, обладающего богочеловеческой природой.
Ориентация на этот образ, мучительные поиски божественного начала, неизбывная тоска о недостижимости абсолютного идеала составляют духовный смысл фламенко. В этом удивительном танце, преодолевая свою ограниченность, трансцендируя к высшему, человек творит себя, свое достоинство!
Фламенко – замечательный способ преобразования и духовного возвышения человека, но, отнюдь не метод сгонки веса! Такая вульгарная трактовка описанных видов оздоровительной и танцевальной культуры в современных фитнес-программах, искажая и ограничивая их истинный смысл, вряд ли способствует интеллектуальному и духовному развитию как самих занимающихся, так и преподавателей, менеджеров фитнес-клубов.
Руководители фитнес-клуба на глазах у автора этих материалов высмеяли специалиста по индийской философии и йоге, во время собеседования при приеме на работу. Насмешки со стороны руководства вызвала аутентичная методика преподавания йоги, о которой рассказал гуру: «Если будете учить концентрации да медитации и описывать ступени совершенствования, то когда клиенты начнут худеть? Они платят деньги за результат»… На работу его не приняли, рассудив, что с головой у него есть проблемы…. Таков современный фитнес, ориентированный лишь на коммерческую выгоду, являющий интеллектуальную и духовную ущербность посмодернисткого обшества с его упрощенным представлением о мире и о человеке!
Высказанные замечания заостряют проблему подготовки специалистов по фитнесу. Из тех компетенций, которыми должны обладать будущие профессионалы, необходимо особое внимание уделять гуманитарным знаниям вообще и философии, в частности. Реалии современного российского образования таковы, что гуманитарные предметы, великая миссия которых открывать и творить в человеке человеческое, воспринимаются как второстепенные, количество часов для их изучения сокращается из года в год. Предназначение образования в сохранении и передаче знаний, духовных ценностей, овладение которыми спасают человека от рабского поклонения chremе (Аристотель), от интеллектуальной и нравственной деградации. Воспитывая живую логику мышления, уводя от узкой специализации содержание гуманитарного образования способствует не разрушению, но сохранению целостного представления о мире, формирует смысловые установки творческой деятельности человека. Современные менеджеры в сфере образования проявляют недальновидность, оставляя философию и гуманитарные науки в тени узких специальных дисциплин и модных цифровых технологий. Их гармоническое соотношение в образовательном процессе – важная, актуальная проблема, которую необходимо решить в ближайшее время и ученым, и преподавателям, и организаторам учебной деятельности.
Итак, в представленном текстовом материале мы затронули злободневные вопросы о смысловом содержании занятий по фитнесу, на формирование сущности которого, как и любого вида человеческой деятельности, оказало главенствующее в современном мире постмодерниское мировоззрение.
Доминирующий сдвиг в сторону физического совершенства в ущерб интеллектуальному и духовному развитию противоречит принципиальным установкам фитнеса, приводит к разрушению традиционных культурных ценностей, превращая сам фитнес в симулякр, фикцию, знак, лишенный здравого смысла. Данные деструктивные изменения заостряют проблему качественной подготовки специалистов по физической культуре, прежде всего, в гуманитарном плане. Ибо какой смысл имеет работа по изменению размера мышц и физических качеств, не сопряженная с духовным деланием, с воспитанием в себе сил добра и правды?

Список использованной литературы

1. Бодийяр Ж. Общество потребления. М.: АСТ, 2021. 384 с.
2.Бодийяр Ж Симулякры и симуляция URL: //https://lhttps://mir-knig.com/read_228101-2 (Дата обращения: 5.08. 2021)
3. Колесова И. С. Аутентичный фламенко: транзистии цыганской и суфийской культуры// Вестник МГУКИ. 2019. №3(89). С. 126-134.
4. Перек Ж. Вещи URL://https://libking.ru/books/prose-/prose/42144-7-zhorzh-perek-veshchi.html#book (Дата обращения: 4. 08. 2021)
5. Рузова Т. Мироздание в индийском танце. URL: https://www.krishna.ru/encyclopedia/culture/art/dancing/49838_the-universe-in-indian-dance.php ( Дата обращения: 7.08. 2021)

© Колесова И. С., 2021