CОЦИАЛЬНОЕ ТВОРЧЕСТВО ДЕТЕЙ

УДК 37

Вещагина П. В.
Магистрант 2 года обучения АГУ
город Астрахань

CОЦИАЛЬНОЕ ТВОРЧЕСТВО ДЕТЕЙ

Аннотация

Исследование феномена «социальное творчество школьников» сопряжено с рассмотрением существующих теорий творчества как обобщенных знаний об опыте творческой деятельности людей. Понятие «творчество» является одной из важнейших философских категорий, служащих для описания продуктивной деятельности сознания как функции, порождающей нечто качественно новое, как «процесса человеческой деятельности, созидающей качественно новые материальные и духовные ценности».

Ключевые слова
Творчество, педагогика, деятельность, психология, ребенок, гуманистический подход.

Понятие «творчество» является одной из важнейших философских категорий, служащих для описания продуктивной деятельности сознания как функции, порождающей нечто качественно новое, как «процесса человеческой деятельности, созидающей качественно новые материальные и духовные ценности» [1, с. 449].
В справочной литературе по психологии содержится следующее определение понятия «творчество»: творчество — это «деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей. Будучи по своей природе культурно-историческим явлением, творчество имеет психологический аспект: личностный и процессуальный. Оно предполагает наличие у личности способностей, мотивов, знаний и умений, благодаря которым создается новый продукт, отличающийся новизной, оригинальностью, уникальностью»
М.Г. Ярошевским был сформулирован взгляд на «творческую деятельность как интегративный вид деятельности, категориальные истоки которой скрыты в общепсихологических направления» [2, с. 98]. На основании положения о том, что творчество лежит в психике индивидуума и в основе любого вида творческой деятельности лежит процесс психического «субъект-объектного» взаимодействия, ученый делает вывод: на психологическом уровне различия между видами творчества нивелируются.
Социальное творчество (общественное творчество) направлено на удовлетворение практических, жизненно важных интересов и социальных потребностей людей. В.А. Цапок в работе «Творчество (философский аспект)» отмечает, что в отечественной науке сущность социального творчества раскрыта недостаточно, «структура социального творчества мало изучена», «отсутствует комплексный подход к изучению основных элементов его структуры», кроме компонентов «деятельность» и «мышление». Исходя из анализа социального творчества как вида творческой деятельности, нельзя разобраться в структуре этого сложного явления.
«Философское осмысление проблем социального творчества позволило бы организовать жизнь общества по законам творчества, развить производительные силы, творческий потенциал народа, каждого трудового коллектива» [3, с. 6].
Педагогическое явление, как взаимодействие взрослых и детей в учебно-воспитательном процессе на основе сотрудничества, содружества, сотворчества, в разные периоды развития педагогической мысли получило разные названия: «коммунарское воспитание», «педагогика общей заботы», «педагогика сотрудничества», «гуманная педагогика», «педагогика ненасилия». Сегодня, по мнению С.Д. Полякова, в сфере отношений взрослых и детей в процессе воспитания актуальны гуманистические по сути идеи коммунарского воспитания школьников, получившего название «социальное творчество», так как в нем ярко выражена тенденция сотрудничества, коллективного взаимодействия, общественной пользы.
«Гуманистическая, личностно-ориентированная парадигма воспитания, в которой смысловой задачей существования человека провозглашается целенаправленное преобразование мира и самого себя, реализация природной функции человека — творить, наиболее полно позволяет реализоваться гуманистическим принципам педагогики сотрудничества» (Т.А. Воронова, Г.А. Засобина).
В.А. Сластенин и Н.Ф. Исаев дают следующее определение педагогики сотрудничества — «это гуманистическое воспитание, которое имеет своей целью гармоничное развитие личности и предполагает гуманный характер отношений между участниками педагогического процесса» [4, с. 228].
Педагогика сотрудничества представляет собой систему методов и приемов воспитания, основанную на принципах гуманизма и творческого подхода к развитию личности.
А.Г. Асмолов, Г.У. Солдатова рассматривают «социальную компетентность учащегося как выражение общей социальной подготовленности личности (знания в действии), как результат развиваемой практической деятельности и конкретных знаний, навыков, эффективных применительно к конкретным социальным ситуациям развития личности в данном социокультурном контексте, и как самореализацию личности»
Сегодня в педагогической практике социальное творчество учащихся и молодежи понимают как коллективную творческую деятельность, направленную на обновление всех сфер жизни общества. Методика КТД открыта новому времени: помогает выработать активную гражданскую позицию, не опускаться до равнодушного отношения к происходящему в общественной жизни.

Список использованной литературы

1. Пономарев Я.А. Психология творчества и педагогика. — М.: Педагогика, 1976. — 280 с.
2. Концепция структуры и содержания общего среднего образования (12-летняя школа) // На пути к 12-летней школе: Сб. науч. тр. / Под ред. Ю.И. Дика, А.В. Хуторского. — М.: ИОСО РАО, 2000.
3. Козырева, Т.В. Педагогические условия организации социального творчества студентов вуза во внеаудиторной деятельности: автореф. дис. … канд. пед. наук [Текст] / Т.В. Козырева. — Кострома: Костромской государственный педагогический институт, 2006. — 29 с.
4. Дмитрова В.М. Развитие творческих способностей учащихся в группах продленного дня // Образование в современной школе. 2011. — № 1.

© Вещагина П. В., 2021