ИДЕЯ «ЕВРАЗИЙСТВА» И ЕЕ РЕАЛИЗАЦИЯ

УДК 327

Сулеймен А.А.
соискатель ученой степени к. полит. н.,
Российская академия народного хозяйства и государственной службы
при президенте Российской Федерации

ИДЕЯ «ЕВРАЗИЙСТВА» И ЕЕ РЕАЛИЗАЦИЯ

Аннотация

В статье «Идея «Евразийства» и ее реализация» показана динамика процессов реализация теории евразийской интеграции на практике. Историческая ретроспектива происходящих процессов и события последних лет получили краткое описание.

Ключевые слова
Евразийство, ЕАЭС, интеграция, объединение.

THE IDEA OF «EURASIANISM» AND ITS IMPLEMENTATION

Abstract

The article «The idea of «Eurasianism» and its implementation » shows the dynamics of the processes of implementing the theory of Eurasian integration in practice. The historical retrospective of the ongoing processes and the events of recent years have received a brief description.

Ключевые слова
Eurasianism, the EAEU, integration, unification.

Евразийский экономический союз является современной формой выражения идей Евразийцев ХХ века, таких как К.Леонтьев, Н.Данилевский, Н.Гумилев [1, с.128; 2, с.76], Н.Трубецкой [3, с.46] и т.д. Все эти мыслители видели в интеграции России со странами Центральной Азии сакральный смысл и будущее этих государств только во взаимопроникновении культур, традиций, смешении этносов [4]. Несмотря на возникновение околонаучных споров насчет первичности «личности» или «этноса», их объединяла идея о несправедливом историческом превосходстве Европы на континенте Евразия. Иногда проскальзывало мнение, что присутствует европейский заговор подавлять все возможности для российского могущества и возвышения [5, с.491]. Мечта об Евразиацентризме в противовес Европоцентризму вдохновляла мыслителей разрабатывать теории интеграции. В 30-х года ХХ века выходили журналы и труды на эту тему. Евразийцы предлагали стратегию нового будущего России для советской власти.
Целью данной работы было проведение анализа идеи «Евразийства» и возможных вариантов ее реализации.
Анализ показал, что в период советской эпохи идеи евразийства получили ненамеренно практическое воплощение, когда вокруг Москвы сконцентрировались и получили юридическое оформление все государства Центральной Азии, Украина, Белоруссия и другие союзные республики. Конечно, мотивы интеграции были иными, но по факту это было образование в духе идей классического «Евразийства», сформулированные еще П.Савицким [6, с.355], Н.Трубецким и другими. Эти мыслители писали о решающей роли России и ее созидающей роли на Евразийском континенте, ее интегрирующей силе, ее потенциале и важности объединения как условия для «выживания», условии для развития и выход на мировую арену как мощного государства. Фактически советское руководство воспользовалось уже исторически сложившимся государственным образованием и территорию Российской империи разделило на республики для удобства управления и самоопределения различных этносов. «Разделяй и властвуй» — формула государственного управления, известная с древних времен. Для идей коммунизма и советизма, коллективизации и социализма – это было эффективно, но для процессов дальнейшей интеграции неоднозначно.
С одной стороны, советский период территориально оформил все этносы, возродил их культуру и обычаи, дал образование и национальное самосознание. Политика переселения усилила процессы ассимиляции и смешала людей по семейно-родственным взаимоотношениям. Но с другой стороны, он показал глубину отличий, культивировал ненависть к Москве и ее вождям, всю ответственность за провалы в политике и экономике возложила на русский этнос и т.п. Поэтому после распада СССР легко было американским пропагандистам усилить негативное противостояние Украины и России, Грузии и России, Прибалтийских республик. Об интеграции с Россией уже не было разговора, для постсоветских стран стала модным подчеркивать свою независимость и самостоятельность от Москвы.
Но созданная в советский период государственность, зависимость экономик советских стран, одна школа руководства и образования, смешанные семьи и вопросы безопасности заставили пересмотреть «модные тенденции» на «вопросы выживания» стран бывшего СССР.
Поэтому идеи евразийства снова стали актуальны, можно сказать «вынуждено» после распада СССР. Образовалось Содружество Независимых Государств (СНГ), как международная организация, призванная регулировать отношения сотрудничества между постсоветскими странами и которому аналитики предсказывали недолгую жизнь. Но до сих пор СНГ существует и вокруг этой организации выросли другие организации, специализирующиеся на разных направлениях (ШОС, ОДКБ, ЕАС, ЕврАзЭС, СВМДА и другие).
В 1994 году в Москве Президент Казахстана – Н.А.Назарбаев выступил с предложением создать совершенно новое объединение из стран-участниц Содружества Независимых Государств и назвать его Евразийским союзом (ЕАС). «ЕАС следует строить»- высказал мнение Нурсултан Назарбаев, «на совершенно отличных от СНГ принципах». В их основе – формирование наднациональных органов с целью координации экономической, оборонной и внешней политики [7, с.5]. Для обсуждения стратегических вопросов должен быть создан совет глав государств и правительств ЕАС. Следующий шаг – прямые выборы в общий парламент для координации законодательной деятельности стран, входящих в Евразийский союз. Создание реального военного комплекса требует учреждения Совета министров обороны, а координация действий на мировой арене – Совета министров иностранных дел. Следует также создать постоянно действующий межгосударственный исполнительный секретариат ЕАС, состав которого назначался бы главами государств и формировался бы из представителей всех стран союза. Этот исполком должен получить статус наблюдателя в ООН и СБСЕ.
Как следствие, идеи «Евразийства» были подхвачены той страной, которая больше всего хотела обеспечить свою безопасность. Казахстан к тому времени уже отказался от ядерного наследства и находился между двух гигантов: России и Китая. А исторически сложившаяся дипломатическая политика казахского ханства (Аблайхана) учила дружить с соседями. И предложение интеграции в рамках Евразии, именно в русле евразийской идеи удовлетворяет интересам тех же самых территорий, которые получили самоопределение еще в начале советской власти. По словам Нурсултана Назарбаева, создание ЕАС подразумевает введение общего документа или гражданства для всех стран союза, обязательную разработку согласованных программ экономических реформ, принятие наднациональной валюты (5).
Единственным отличием идей Н.А.Назарбаева от классических идей евразийства является то, что последние пытались противостоять Европе, через план возвышения России, в то время как сегодня эта идея социально, культурного и экономического развития и нет необходимости что-либо доказывать Европе или еще кому-то. ЕАЭС сегодня абсолютно самодостаточная организация, в которой много организационных вопросов и продумываются механизмы их решения ради углубления интеграции на пространстве Евразия.
Можно спрогнозировать четыре варианта развития событий евразийской интеграции:
• Первый вариант развития событий предполагает, что страны-участницы ЕАЭС сохранят статус-кво и дальнейшая интеграция останется на прежнем уровне: подписания договоров, резолюций, проведения совещаний и сохранения самостоятельного существования, охраняя границы независимости. Такой «постсоветский спектакль» для обеспечения собственной безопасности.
• Второй вариант развития евразийской интеграции предполагает продвижение по намеченному руслу ЕАЭС и передача наднациональным органам части своих суверенных полномочий. Но уровень квалификации специалистов от каждой страны-участницы не одинаков и эффективность взаимодействия для каждой страны также будет не одинакова.
• Третий вариант, что страны-участницы ЕАЭС выйдут на уровень нового надгосударственного устройства и конфедерация получит мировое признание, создаст сильные наднациональные органы и поднимет все страны на высокий уровень развития. Это возможно, если страны признают свои сильные и слабые стороны и с учетом этого выстроят менеджмент ЕАЭК.
• Четвертый вариант, когда внешнее вмешательство и/или внутренняя неготовность правительства приведут к разобщенности и распространению антироссийских настроений, национализму, сепаратистских настроений (Казахстан) и в связи с этими факторами отдельно или в совокупности остановят процессы интеграции.
Таким образом, на основе проведенного анализа показано, что идеи «Евразийства» получили свое развитие в истории ХХ века и дошли до наших дней в ХХI веке в своем новом актуальном варианте, но по сути неизменном по своей проблематике. Евразийская интеграция нужна для безопасности, для развития, для экономической самодостаточности внутри союза.

Список использованной литературы

1. Гумилев Л.Н. «Меня называют евразийцем…». Беседу ведет журналист Андрей Писарев. — «Наш современник», 1991, № 1. С.132.
2. Гумилев Л.Н. Может ли произведение изящной словесности быть историческим источником? // Русская литература. 1972. № 1. С. 81.
3. Трубецкой Николай Сергеевич: Биография // Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор». Наука о литературе и фольклоре. Personalia. – М., 2010, 218с.
4. https://e-history.kz/ru/e-resources/show/13310/
5. Дугин А.Г. Основы геополитики. — М.: Арктогея-центр, 2000. С. 491-496.
6. Савицкий П.Н. Россия и Европа. Хрестоматия по русской геополитике. М., 2007. С. 406.
7. Назарбаев Н.А. Евразийский союз: идея, практика, перспективы. 1994-1997. //https://elbasy.kz/sites/default/files/pagefiles/2019-06/63719964b326ba366059337703ffb4ac.pdf

© А.А.Сулеймен, 2021